Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Материально-технические условия пребывания детей обеспечивают охрану и укрепление здоровья детей, способствуют всестороннему развитию воспитанников с учетом особенностей каждого возрастного этапа и индивидуальных особенностей детей.
Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды соответствует санитарно-гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Развивающая среда групп, кабинетов соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольным образовательным организациям и реализуемой образовательной программе.
Пространство групповых организовано в виде центров детской активности, оснащенных развивающим материалом:
· Центр сюжетно – ролевой игры;
· Центр грамотности, куда включаются книжный уголок и все игры, и оборудование для развития речи и математического развития;
· Центр науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами, дидактические игры;
· Центр строительно-конструктивных игр;
· Центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности.
Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса и интересами детей. В групповом помещении имеется игровой материал для сюжетно-ролевых игр, познавательного, интеллектуального, речевого развития детей, музыкального развития, продуктивной и творческой деятельности, игрушки и оборудование для игр во время прогулок. Для охраны и укрепления здоровья детей в группе созданы зоны здоровья, оснащенные физкультурно-игровым оборудованием. В группе предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей.
Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для каждого возраста развивающий эффект. Создаются условия для совместной и индивидуальной активности детей: в группе имеются «уголки уединения». Игрушки и оборудование доступны детям. Помещение эстетично оформлено, создана обстановка, которая обеспечивает психологически комфортное пребывание детей в детском саду.
В группе индивидуальный интерьер, специально подобранный игровой и развивающий материал, центры для различной игровой деятельности детей.
В детском саду обеспечено наличие телевизора, доступа к интернету, дополнительной оргтехники, что способствует наилучшей организации методического процесса, информационного оснащения и технической поддержки работы персонала детского сада. Наш детский сад укомплектован современными информационно-техническим оборудованием, имеются:
Ноутбук — 1 шт;
телевизор —1 шт;
многофункциональное устройство (принтер, сканер, ксерокс) — 1 шт;
колонки — 2 шт.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Организация пространства: Музыкальный зал в детском саду – это, как правило, самое большое, светлое и наилучшим образом оборудованное помещение, это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и различные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Поэтому здесь крайне актуальны требования СанПиН и соблюдение правил пожарной безопасности. Пространство музыкального зала условно делится на две зоны: спокойную и активную.
Активная зона: Таковой можно считать достаточно большое и свободное пространство для музыкального движения. В активной зоне не должно быть мебели, стеллажей и декораций. Фортепиано должно быть расположено так, чтобы музыкальный руководитель мог видеть всех детей. Как правило, атрибуты и раздаточный материал, необходимый для упражнений, танцев и игр в этой зоне не находится постоянно, а заносится, по мере необходимости.
Спокойная зона (она же может быть и рабочей зоной): Эта зона является самой важной и значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важные виды деятельности, как восприятие и пение. Поэтому организация музыкальных занятий в спокойной зоне особенно тщательная. Оборудование в спокойной зоне состоит из: музыкального инструмента (фортепиано), стульчики, удобные маленькие столики для различного дидактического материала. Здесь же находятся стеллажи с детскими инструментами, игрушками, раздаточный материал и который педагог раскладывает удобно для детей разного возраста, в зависимости от вида занятия. На то и рабочая зона, то здесь же находится музыкальный центр, а также мультимедийное оборудование (компьютер).
Музыкальные инструменты:
Фортепиано «Украина»
Колокольчики
Ксилофоны
Атрибуты к музыкально-ритмическим упражнениям
Бабочки – 8шт.
Ромашки на запястье – 20шт.
Колечки для снежинок – 16шт.
Звёзды на палочках – 24шт.
Зонтики – 3шт.
Ленты на палочке – 48шт.
Новогодние игрушки из пенопласта на веревочках- 20шт.
Осенние листья большие –30 шт.
Осенние листья на палочках –22шт.
Платочки – 25шт.
Цветы весенние – 50шт.
Балалайки плоскостные (6шт.)
Атрибуты для игр
Ведерки большие – 2шт.
Ведерки средние – 2 шт.
Ведерки маленькие – 4 шт.
Корзинки – 2 шт.
Снежки
Орешки/Шишки
Овощи-фрукты - 2 набора
Театрализованная деятельность
Кукольный театр:
Дед
Баба
Внучка
Баба Яга
Петух
Курица
Цыпленок
Кот
Собака
Заяц
Волк
Лиса
Лягушка
Мышка
Петрушка
Наличие оборудованных библиотек
В методическом кабинете МБДОУ "Хлебодаровский ясли - сад "Солнышко", собран фонд литературы, необходимой для работы с детьми, родителями и педагогами:
в методическом кабинете имеется литература для педагогов, специалистов, библиотека детской литературы, дидактические пособия, наборы наглядного материала для организации различных видов деятельности.
Методическая литература размещена по разделам:
- "Физическое развитие"
- "Познавательное развитие"
- "Социально - коммуникативное развитие"
- "Речевое развитие"
- "Художественно - эстетическое развитие"
Книги для воспитанников: произведения , рекомендованные программой "От рождения до школы", сборники сказок;
В методическом кабинете имеются издания проф.направленности: "Дошкольное воспитание";
Библиотечный фонд ДОУ регулярно пополняется;
В методическом кабинете имеются 2 рабочих стола, 1 компьютер, выход в интернет.
Наличие оборудованных объектов спорта
Для развития физических качеств и двигательных умений дошкольников в ДОУ оборудован спортивный уголок в группе, оснащенный как стандартным, так и не стандартнным спортивным оборудованием .
Физкультурный уголок является центром физической подготовки детей; формирования жизненно-необходимых двигательных умений и навыков, достижения определенного уровня физической культуры;
Оборудование спортивного уголка составляют:
гимнастическая стенка (высота 2,5 м); гимнастическая доска 2 (длина 2,0 м, ширина 25 см); гимнастическая скамейка (длина 2 м, высота 30 см); пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, кегли, дуги для подлезания, дорожка здоровья, доска ребристая, скакалки, погремушки, шнуры и др.); стационарное оборудование (3 единицы – канат, кольца, перекладина);
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Основное средство обучения и воспитания в ДОУ – это единое информационно-развивающее пространство детского сада. Для самостоятельной деятельности детей в группах приобретены развивающие пособия, игры, конструкторы, а также предметы детского творчества.
В современном учреждении дошкольного образования предметнопространственная развивающая среда должна отвечать требованиям:
- Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметнопространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям.
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования. Насыщенность предполагает оснащение среды средствами обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; разнообразие материалов и оборудования обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие. Предметное окружение детей раннего возраста предоставляет возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
- Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.
- Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности. Так, например, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др.
- Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.
- Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Пространство группы организовано в виде различных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все игры и пособия доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение центров в группах меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В группах созданы все условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели, в группах есть игрушки, побуждающие к двигательной игровой деятельности (обручи, скакалки).
Средства обучения и воспитания, используемые в МБДОУ "Хлебодаровский ясли - сад "Солнышко":
- печатные (книги, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, пособия и.т.д.);
- электронные образовательные ресурсы;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды).
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Информационные системы
В МБДОУ "Хлебодаровский ясли - сад "Солнышко" создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников воспитательно-образовательного процесса в условиях информационного общества.
Информационная база оснащена:
- электронной почтой;
- выходом в Интернет;
- разработан и действует сайт МБДОУ "Хлебодаровский ясли - сад "Солнышко";
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Обучающиеся ДОО не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается основной общеобразовательной программой ДОО
Техническая инфраструктура дошкольного учреждения включает в себя 4 компьютера, 1 принтер.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Дополнительные образовательные ресурсы
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей:
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации- http://www.mon.gov.ru
Федеральный портал «Российское образование»- http://www.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов-http://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов-http://fcior.edu.ru
Электронно-образовательные ресурсы
Для воспитателей:
"Детский психолог"-http://www.childpsy.ru
www.ivalex.vistcom.ru-Сайт «Всё для детского сада»
http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=7&r=8&s=25-Журнал "Обруч"
http://www.logoped.ru–Логопед
http://www.moi-detsad.ru/konsultac.htm-Консультации для воспитателей
http://doshvozrast.ru/index.htm-Воспитание детей дошкольного возраста